Календарь

prazdniki segodnya
Погода

GISMETEO: Pogoda v Rossoshi
Счетчики





Наши друзья

 -
Главная Как научиться думать правильно

Как научиться думать правильно

   Расхожий студенческий афоризм гласит, что лекция — это процесс перевода записей преподавателя в записи студента, минуя головы их обоих. Не знаю, как насчет преподавателей, но истинность второй части фразы могу подтвердить самолично: от доброй половины вузовских курсов мне сейчас вспоминаются лишь названия. Вся остальная информация по этим предметам лежит у меня на шкафу, аккуратно перевязанная ленточкой.

Сила ключевых слов

   Тони Бьюзен в своей книге Make the Most of Your Mind описывает эксперимент, в котором нескольким группам студентов было предложено воспроизвести одну и ту же лекцию.

   Хуже всего справились студенты, которые не делали записей вообще. Чуть лучше те, кто записал лекцию целиком. Краткие конспекты оказались гораздо более эффективными, а самые лучшие результаты показали те, кто записывал лишь ключевые слова, как писал Даниэль Лапп, «где внимание, там и память». Теперь эти слова расположены рядом, а не теряются в море избыточного текста. Плюс теперь мы не делаем кучу добавочной работы, сначала записывая лишние слова, а потом их прочитывая, а потому можем сосредоточиться на выявлении смысловой структуры текста.

   Журнал Психология - Как научиться думать правильно?Для того чтобы сделать более понятной взаимосвязь между ключевыми словами в конспекте, можно соединить их стрелками и линиями. А чтобы подключить к процессу творческое правое полушарие, можно часть ключевых слов заменить картинками, поиграть с размерами букв и способом написания, добавить разные цвета.

   И вот мы уже буквально в шаге от продвинутой методики конспектирования, предложенной английским психологом Тони Бьюзеном — ментальных карт.


Карта эффективного ума

   Ментальная карта — способ ведения записей, который созвучен естественному способу мышления. Карта отражает смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие связи между понятиями, частями. Это ветвистая структура, в центре которой расположено слово или изображение, кодирующее основную тему. От нее отходят ветви-подтемы, каждая из которых, в свою очередь, разрастается более мелкими веточками и так далее. Подобная структура безгранична.

   А потому, начав использовать этот метод, вы будете частенько обнаруживать, что бумага уже кончилась, а идей еще навалом.

   Еще одно преимущество ментальной карты — ее гибкость. Если в процессе линейного конспектирования вам пришла в голову идея относительно предыдущих пунктов, то, чтобы записать ее, вам нужно делать выноску, писать на полях или между строк. Когда подобное происходит достаточно часто, то в какой-то момент понять что-то в ваших записях будет уже невозможно. На карте же нужно всего-то добавить веточку: это не разрушает структуру записей, а наоборот, дополняет.

Занимательная картография

   Постепенно вы разовьете свой собственный стиль ведения ментальных карт, но на первом этапе есть несколько рекомендаций, которых стоит придерживаться.

  • Берите бумагу формата не меньше А4. Располагайте лист горизонтально.
  • Используйте только один центральный образ — желательно рисунок, а не слово.

  • Старайтесь использовать отдельные слова, а не словосочетания.
  • Направляйте главные ветви к углам листа, а дополнительные изгибайте, чтобы заполнить весь лист.
  • Не оставляйте слова висеть в пространстве. Под каждым словом должна быть ветка.
  • Главные ветви — толще производных.
  • Не поворачивайте лист, чтобы было проще писать: слова над ветками будут перевернутыми и это затруднит быстрый обзор.
  • Используйте цвета, декоративные шрифты, стрелки, рисунки, объемные изображения.
  • Выберите свой цвет для каждой главной ветки и ее производных. Тогда даже если разные ветви в какой-то момент смешаются, карта не потеряет наглядности.

Искусство пропускать информацию через себя

   Интеллект-карта — не просто другой способ конспектирования, а совершенно иной подход к ведению записей, в котором акцент смещается с информации как таковой на того, кто ее воспринимает, — на вас. Запоминается лишь то, что значимо. То, что вам не нужно и не интересно, вы толком никогда не запомните — смиритесь с этим. Вы можете это вызубрить и ответить на экзамене, но через несколько месяцев от этой информации не будет и следа.

   Ментальная карта — это способ пропустить информацию через себя. Это не столько запись самой информации, сколько мыслей, которые она у вас вызвала. Поэтому она очень индивидуальна, она растет, скорее, за вашими ассоциациями, чем за логикой информационных блоков, а поэтому ее структура может местами совпадать с иерархией текста, а может и не совпадать. Некоторые ветви карты могут не иметь непосредственного отношения к предмету, но зато они имеют непосредственное отношение к вам. К тому, что вы уже знаете. К тому, как собираетесь использовать эту информацию. К тому, как к ней относитесь, какие чувства она у вас вызывает, на какие воспоминания наталкивает.

   Ведь запоминание — это связь поступающей информации с той, что уже есть. Сама структура ментальной карты способствует поиску этих связей. Каждый ключ наглядно связан с соседними и с общей темой.

   При работе со сложным текстом рекомендуется просмотреть его несколько раз, составить представление о предмете, об основных его аспектах и взаимосвязи между ними — о том, что станет на нашей карте ветвями первого уровня. А потом уже детализировать эту общую структуру по мере необходимости. При таком подходе получается, что для любой новой информации уже есть готовая ячейка, в которую та охотно ложится.

   Чтобы хорошо запомнить какую-то информацию, ее стоит несколько раз повторить. И тут мы сталкиваемся еще с одним преимуществом. То, что называется «повторение по конспекту», на деле является повторным прочтением: в отличие от активного процесса извлечения информации из памяти тут лишь очередное пассивное восприятие. Повторение ментальной карты происходит иначе — вы просто рисуете ее по памяти.

   Сделать это не так уж сложно. Поскольку, в отличие от страниц конспекта, ментальные карты цветные и яркие и каждая не похожа на другую, то тут к делу подключается еще и визуальная память. Кроме того, эксперименты с произвольным и непроизвольным запоминанием показали, что наиболее эффективно память работает тогда, когда есть установка на запоминание материала, но при этом оно не прямая цель работы. Когда мы строим карту, она и есть цель, а информация лишь строительный материал. В этом случае сознательное старание запомнить не мешает нашей памяти и она работает очень эффективно.

   После того как ваша карта готова, сравните ее с исходной. Они не должны стопроцентно совпадать — пока вы строили вторую карту, вам могли прийти другие ассоциации, более подходящие формулировки или удачные способы композиции. Но если вы не смогли построить какую-то ветку, то, значит, над этим аспектом материала стоит еще поработать.
Практические рекомендации

Журнал Психология - Как научиться думать правильно?

   Не жалейте времени. Проработать текст и построить карту — несколько дольше, чем просто прочесть раз и забыть. В результате вы выигрываете многократно. Воспринимайте ментальную картографию как вид искусства, собственно, этим она и является.

   Тони Бьюзен рекомендует перед тем, как приступить к изучению нового материала, потратить 10–15 минут на карту, отражающую то, что вы уже знаете по этой теме, и вопросы, на которые хотите получить ответ.

   Во время чтения помечайте на полях то, что может пригодиться для построения карты. Первый вариант удобно строить программе MindManager (www.mindjet.com) — специальном пакете для построения ментальных карт. Бьюзен утверждает, что для того, чтобы информация прочно закрепилась в долговременной памяти, достаточно пяти повторений: через десять минут, на следующий день, через неделю, через месяц и через четыре месяца.

   При последующих повторениях добавляйте в карту мысли, которые пришли вам в голову за прошедшее время и новую информацию по теме. Возможно, вам захочется полностью перекомпоновать карту в свете теперешнего понимания предмета, — не отказывайте себе.

   Если вы готовите доклад или статью, то пронумеруйте ветки в том порядке, в котором будете их излагать, или соедините стрелками другого цвета.

   И последнее: все изложенное — рекомендации. Следуйте им некоторое время, а потом ищите способы, наиболее удобные лично для вас.