Официальные сайты

 

 

Портал здравоохранения Вор. обл.

 

 

 36.rf

 

Календарь

prazdniki segodnya
Погода

GISMETEO: Pogoda v Rossoshi
Счетчики





Наши друзья

 -
Главная Общение с ребенком

Общение с ребенком

Общение с ребенком

Задание 1.

   Посмотрите, насколько Вам удается принимать Вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз Вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у Вас не все благополучно.

Задание 2.

   Закройте на минуту глаза и представьте себе, что Вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как Вы показываете, что рады ему, что он дорог Вам и близок? А теперь представьте, что это Ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы, и Вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь Вам легче это будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если Вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Задание 3.

   Обнимайте Вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утренние приветствия и поцелуй на ночь не считаются).

   Примечание: неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Задание 4.

   Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

 

Общение с подростком

   Когда ребенок достигает подросткового возраста, родители замечают, что их отношения с ним становятся напряженнее и сложнее, а иногда просто невыносимыми. Эта проблема встречается наиболее часто в нашей повседневной жизни.

   У ребенка начинается переходный период от детства к взрослости, длительность которого варьируется в зависимости от темпов его развития. Обычно через три-четыре года все входит в колею. Но как бывает трудно пережить эти годы, и сколько ошибок совершается за это время!…

   Основная особенность подросткового возраста – это резкие гормональные и функциональные изменения в организме. Это отражается на психическом состоянии подростка. Он становится более ранимым, эмоционально неустойчивым, совершает необъяснимые, с точки зрения логики, поступки.

   У подростка формируется «чувство взрослости», которое родителям необходимо поддерживать, подтверждая примерами из повседневной жизни: «Ты помог мне…, ты заметно повзрослел, многому научился», «Ты сделал… уже как взрослый самостоятельный человек, мне очень приятно» и т. п..

   Кроме того, многие родители замечают, что их дети, став подростками, больше стремятся к общению со своими сверстниками, могут часами говорить с ними по телефону. Это тоже одна из особенностей данного возраста. И чем сложнее отношения подростка с родителями, тем больше он прислушивается к мнению сверстников. Это происходит потому, что им он начинает доверять больше. В этот возрастной период родителям очень важно сохранить доверие и понимание в отношениях с ребенком.

   Большую часть в наших отношениях составляет общение. Свою значимость оно доказывает уже с самого рождения человека. Благодаря общению,  мы можем сохранить «ниточку доверия и понимания» на всю жизнь или же оборвать ее на любом этапе развития ребенка (чаще на подростковом). В основе доверительного общения, в первую очередь, должно лежать отношение к ребенку как к личности уже с самого рождения. Необходимо уважать его мнение и учитывать в построении совместных планов. Особенно это важно в подростковом возрасте. Самое главное в отношениях с ребенком – это искренность. Подростки особенно чувствительны ко лжи. В этом возрасте им сложнее простить родителям их неискренность. Иногда они не прощают ее вообще. В построении отношений с ребенком данного возраста родителям важно учитывать его возрастные особенности. В помощь родителям предлагается несколько способов эффективного общения с подростком. Применение их в повседневной жизни поможет сохранить доверие и понимание между родителями и их детьми:

  1. Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех «зайцев»:
  • ребенок убедится в том, что вы его слышите;
  • ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
  • ребенок убедится, что вы его поняли правильно;
  1. Разговор на серьезную тему проводите, когда вокруг больше никого нет;
  2. В разговоре следите за своим тоном. Он не должен быть насмешливым. Придерживайтесь спокойного тона, слушайте внимательно. У вас не должно быть готовых ответов на все вопросы;
  3. Старайтесь не говорить: «Мне все равно, что они там делали, но тебе лучше в это не ввязываться», «Я знаю, что для тебя лучше», «Делай то, что я тебе говорю, и проблема решится»;
  4. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку;
  5. Никогда не сравнивайте его с кем- то, не говорите ему, что он должен быть на кого-то похож;
  6. Советуйте ребенку, но предоставьте ему свободу выбора действия;
  7. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все  в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса;
  8. Никогда не унижайте ребенка даже словами;

10.  Не ставьте своего ребенка в неудобное положение в присутствии чужих людей;

11.  Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»:

12.  Оторвитесь от телевизора и отложите газету, когда ребенок хочет с вами поговорить;

13.  Дайте понять вашему ребенку, что вы интересуетесь им и всегда готовы помочь.

 

Как развивать самостоятельность у ребенка.

Правило 1.

   Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством Вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты конечно справишься!».

Правило 2.

   Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило 3.

   Помните, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию.

Правило 4.

   Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Домашние задания.

Задание первое.

   Представьте себе круг дел (можно даже составить их список), с которыми Ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.

Задание второе.

   Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.

Задание третье.

   Запомните две-три ошибки ребенка, которые Вам показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.

Задание четвертое.

   Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень получается у Вашего ребенка. Предложите ему: «Давай вместе!» Посмотрите на его реакцию; если он проявит готовность, займитесь вместе с ним. Внимательно следите за моментами,

   Когда можно ослабить Ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя).

Задание пятое.

   Выберите пару новых дел, которые Вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.

Задание шестое.

   Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.

Задание седьмое.

   Посмотрите, есть ли у Вас столкновения с ребенком на почве каких-то дел, которые, по Вашему мнению, он может и должен выполнять сам. Выберите одно из них и поделайте некоторое время вместе с ним. Посмотрите, лучше ли у него пошло дело с вами? Если да, перейдите к следующему заданию.

Задание восьмое.

   Придумайте какое-нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить Ваше участие в том или ином деле ребенка. Это может быть будильник, написанное правило или соглашение, таблица или что-то другое. Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь, что ему удобно им пользоваться.

Задание девятое.

   Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: «Сам», над правой – «Вместе». Перечислите в них те дела, которые Ваш ребенок решает, и делает сам, и те, в которых Вы обычно участвуете. (Хорошо, если Вы заполните таблицу вместе и по взаимному согласию.) Затем посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам». Помните, каждое такое перемещение – важный шаг к взрослению Вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.